GINFORS.RU

Логин:
Пароль:
Регистрация | Забыли пароль? |
123

Доклад Г. В. Денисова

Состояние учета прогнозных ресурсов благородных металлов по Республике Саха(Якутия)

В настоящее время учет прогнозных ресурсов полезных ископаемых по РС(Я) осуществляется в двух базах данных – Сводке прогнозных ресурсов (СПР) по РС(Я) и Республиканском балансе перспективных объектов (РБПО) РС(Я).

Сводка прогнозных ресурсов  по РС(Я)  состоит из  базы данных «Прогнозные ресурсы ТПИ РС(Я)» и ГИС-проекта «Схема размещения объектов прогнозных ресурсов», созданных к отчету по теме «Оценка прогнозных ресурсов золота, серебра, платины, свинца и цинка  Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2003 г.». Выполнены эти работы на основании договора между ГУП «Сахагеоинформ» и ФГУП «ЦНИГРИ» в 2003 году. Базисом работы послужили пообъектные данные прогнозных ресурсов утвержденные МПР РФ по состоянию на 1.01.1998г  переданные Заказчиком. Результаты отчета утверждены Протоколом №99 НТС  Госкомгеологии РС(Я) от 5.07.1994г. в котором предписывалось: «прогнозную оценку ТПИ на 1.01.2003г оставить на уровне ПР апробированных головными институтами МПР РФ; Оценку ПР приведенных в данном отчете принять как вариант сводки ПР Госкомгеологии РС(Я) на 1.01.2003 г. и  учитывать ее в дальнейшем для составления сводных таблиц прогнозных ресурсов; ГУП «Сахагеоинформ» создать сводку ПР ПИ территории РС(Я) по состоянию на 1.01.2005г …»

В результате проведенных работ на 1.01.2003 года только по рудному золоту было предложено к учету 5082,681т. По сравнению с 1998 годом произошло увеличение потенциала коренного золота на 1968,48т. Всего по республике было выявлено 131 новых и переоценено 99 рудных объектов (табл.1). По россыпному золоту количество учтенных объектов составило 1238 об. (новые - 217, переоцененные -220, учтенные без изменения -801). Прогнозный потенциал (Р1+Р2+Р3) составил 631,62 т.

Прогнозные ресурсы серебра учтены по 188 объектам (новые -66, переоцененные – 14, учтенные без изменения – 108). По единственному месторождению россыпной платины запасы и ресурсы остались без изменения - 2.9т (кат. Р1). Неоспоримым достижением данных работ являлось приведение в систему учета прогнозных ресурсов по различным видам ПИ, в том числе остродефицитных. Недостатком работ является довольно условная привязка объектов на картах 1: 1 500 000 масштаба, либо отсутствие ее как таковой. Кроме того, новые объекты, подготовленные для апробации  в  ЦНИГРИ, зачастую не отражались в итоговых протоколах НТС института, а данные по апробации выходили в обобщенном виде по рудно-россыпным районам, частично без привязки к конкретным объектам.

 В дальнейшем, на основании решения Протокола №99 Госкомгеологии РС(Я), в течении 3 лет (2005-2007г.г.) ГУП «Сахагеоинформ» в рамках выполнения работ по ведению геологического информационного фонда РС(Я) готовил информационный отчет «Прогнозные ресурсы ТПИ на территории РС(Я) по основным (золото, серебро, МПГ, алмазы, уголь и т.д.) видам ПИ. В данных отчетах отражалась информация на начало года по количеству объектов, категорийные  данные по ресурсам и запасам категории С2.  В сводку включались не только объекты апробированные протоколами НТС ГКГ РС(Я), РКЗ, МВК, реже НТС ВСЕГЕИ, но и объекты с авторскими ресурсами не прошедшие апробацию. Общее соотношение данных приведено в табл.2


Полезное ископаемое

                       1.01.2005

                    1.01.2007

Кол.объектов

      (шт)

  Ресурсы

Р1+Р2+Р3 (т)

Кол.объектов

      (шт)

Ресурсы

Р1+Р2+Р3(т)

Золото руд.

463

4975.63

527

7795,29

Золото рос.

1310

730,35

1372

739,42

Серебро

186

157.668

207

159522


Следующий трехлетний этап (2008-2010г.) работы со сводкой прогнозных ресурсов велся так же в рамках республиканского госконтракта «Ведение и развитие геологического информационного фонда Республики Саха(Якутия)». Объекты, пополнявшие базу данных, имели уже более четкую полигональную привязку и апробировались ФГУП ЦНИГРИ. Проблема возникала в том случае, если институтом апробировались ресурсы не в полном объеме, либо не совпадали категории апробированных ресурсов. Поскольку ЦНИГРИ не сопровождало свои протоколы графикой было не понятно: какие блоки и в каком объеме не прошли апробацию, следовательно, контуры не сбивались. В этом периоде работы начали поступать протоколы НТС Якутнедра. В базе данных  сводки прогнозных ресурсов отражено движение и включены новые объекты утвержденные протоколами. Обобщенные данные по результатам работ приведены в табл. 3.

Табл.3

Полезное ископаемое

                       1.01.2010

Кол.объектов

      (шт)

  Ресурсы

Р1+Р2+Р3 (т)

Золото руд.

493

6791.9

Золото рос.

1360

725.5

Серебро

208

180.168

Платина

2

4.4


В 2011 году, в рамках выполнения договорных работ с ЦНИГРИ проведена работа и подготовлен отчет по теме «Переоценка прогнозных ресурсов золота коренного, золота россыпного, МПГ россыпных, серебра, свинца, цинка на территории РС(Я) на 1.01.2010г» . По результатам годичных работ на апробацию в ЦНИГРИ было представлено 176 объектов. Объекты в отчетных материалах привязаны координатой центра, а в базу сводки выгружены полигонально, или по узлам или пообъектно. Часть объектов институтом апробирована в объемах не сбивающимися с представленными. Полученная выписка из протокола носит обобщенный характер, что на качестве «сводки» в целом в сторону улучшения не отразилось.

Таким образом на сегодняшний день по РС(Я)  сводкой прогнозных ресурсов благородных металлов (золото, серебро, МПГ) учтено 1777 объектов. Из них протоколами НТС Госкомгеологии РС(Я) утверждены ресурсы по 142 объектам, Протоколами РКЗ, МВК, ТКЗ, НТС Росгеологии – 40, НТС Якутнедра – 62, ЦНИГРИ – 226, ВСЕГЕИ – 34. Итого около 500 объектов, что составляет менее трети от общего количества. В качестве характеристики состояния привязки объектов: общее количество объектов учтенных сводкой (по всем видам ПИ включая ОПИ) – 3265. Из них полигонально  привязаны – 924,  линейно- 1070, точечно – 854, не привязано – 382. Точность привязки по всем позициям требует ревизии.

 В 2016 году, с целью устранения дублирования данных часть объектов с ресурсным потенциалом была исключена из СПР по РС(Я). В это число попали объекты с не апробированными ресурсами по которым в РБПО уже числились запасы или ресурсы.

Республиканский баланс перспективных объектов РС(Я) ведется в ГУП «Сахагеоинформ» с  2002 года на основании директивного письма Председателя ГКГ РС(Я). В этот рабочий документ включаются запасы (С1+С2) и ресурсы (Р1+Р2+Р3) перспективных объектов оцененные и апробированные протоколами НТС ГКГ РС(Я).

Основанием для постановки ресурсов и запасов золота на республиканский баланс являлись изначально решения (постановления) МК (Межведомственная комиссия по государственной экспертизе запасов, прогнозных ресурсов, геолого-экономической информации по участкам недр, предоставляемым в пользование) РКЗ Госкомгеологии РС(Я) (период 1996-2002г), Р(Т)КЗ Госкомгеологии РС(Я) (период 2001-2004 г), НТС Госкомгеологии РС(Я) (2005-2006), далее ТКЗ «Якутнедра» (2006-2007 гг).

В период 2000-2006 года активно ставятся на учет РБПО и снимаются запасы и ресурсы решением РКЗ Госкомгеологии РС(Я).

В период 2006-2007 гг. в протоколах  ТКЗ Якутнедра наряду с балансовыми запасами Госбаланса, рассматриваются запасы и ресурсы РБПО (ведется движение).

С 2008 года ситуация с экспертной оценкой прогнозных ресурсов по золоту, серебру и другим металлическим полезным ископаемым, а также алмазам меняется.

Начиная с 2008 года объектами государственной экспертизы являются только запасы полезных ископаемых, прогнозные ресурсы либо не рассматриваются вообще, либо в редких случаях приводятся для сведения.

Таким образом, ситуация ведения РБПО золота,  металлических видов полезных ископаемых, алмазов складывается так, что начиная с 2008 г. движение прогнозных ресурсов, учитываемых этими балансами остается без внимания экспертных органов, а следовательно без движения ресурсов.

1. Протоколами ТКЗ Якутнедра в постановляющей части, движение прогнозных ресурсов не отражается. В авторской справке и экспертных замечаниях к протоколам ТКЗ, прогнозные ресурсы зачастую остаются без внимания, лишь некоторые эксперты пишут замечания по поводу прогнозных ресурсов. 

2. Протоколами ГКЗ Роснедра также в постановляющей части, движение прогнозных ресурсов не отражается.  В авторской справке и экспертных замечаниях к протоколам, прогнозные ресурсы остаются без внимания.   

3. В пояснительной записке к форме ежегодной статотчетности 5-гр (отчетный годовой баланс предприятий) не всеми недропользователями добросовестно отмечается движение по прогнозным ресурсам.

В то время как, по объектам учитываемым Госбалансом проходит движение (прирост) балансовых запасов,  (т.е. прогнозные ресурсы реализуются), по данным объектам учитываемых РБПО ситуация с прогнозными ресурсами остаётся без изменений. 

В 2014 Госкомгеологии РС(Я) утверждает Регламент ведения Республиканского баланса перспективных объектов полезных ископаемых РС(Якутия) . Согласно данному регламенту учету Республиканским балансом перспективных объектов подлежат:

 - по твердым полезным ископаемым раздельно прогнозные ресурсы, а также балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных полезных ископаемых, не учтенные Сводным отчетным балансом запасов полезных ископаемых РС(Я) и Государственным балансом запасов полезных ископаемых РФ (требующие дальнейшего геологического изучения);

-  по ископаемым остаткам мамонтовой фауны  раздельно прогнозные ресурсы и   запасы;

- по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, и др. объектам учета) ресурсы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами подсчета запасов и ресурсов,  за счет республиканского бюджета и собственных средств недропользователей;

Привязка объектов РБПО осуществляется в базе данных объектов Госбаланса. Количество учтенных объектов приведено в Таблице 4.

 

Табл. 4


Количество объектов РБПО на 01.01.2017 г.








Всего

нераспределенный фонд

распределенный фонд

золото

коренные

73

58

15


россыпные

347

268

79

серебро

коренные

28

13

15


Таким образом понятно, что система учета прогнозных ресурсов по своей сути довольно сложна и требует доработки. В существующем виде она не может быть представлена для работы широкого круга недропользователей и иных заинтересованных лиц, в том числе и через Интернет.

Табл. 5

Количество объектов и учтенных по ним ресурсов благородных металлов СПР по РС(Я) на 1.01 2017года.


Полезное ископаемое

Кол-во объектов

Прогнозные ресурсы (т)



Запасы кат.С2 (т)



кат.Р1+Р2+Р3

Р1

Р2

Р3


Золото россыпное

1043

983,66

492,8

64,56

426,3

1,213

Золото рудное

532

12946,92

1511,481

2897,787

8713,172

34,957

Серебро

198

247710,314

24223,04

90936,4

132550,874

665,1

Платина (россыпная)

3

4,54

3,04


1,5

 


Выводы.  

На примере учета прогнозных ресурсов на территории Республики Саха(Якутия) показано отсутствие современной системы учета в  целом по РФ.  Для получения достоверных данных о состоянии ресурсной базы страны должна быть сформирована государственная статистическая система представления материалов о полученных в результате проведенных ГРР (за счет различных источников финансирования)  приростах ресурсов ПИ, их апробации, движения и списания. Представленные данные должны сопровождаться графическими и цифровыми материалами (шейп-файлами с привязкой объекта), в том числе и при проведении апробации уполномоченными институтами. В протоколах ГКЗ (ТКЗ) должно быть отражено состояние прогнозных ресурсов по объекту, по которому утверждаются запасы, если это происходит за счет имеющихся на момент утверждения ресурсов. Ведение сводки (баланса) прогнозных ресурсов и соответствующей базы данных должно осуществляться единым исполнителем ФГБУ «Росгеолфонд».

Современная система учета  прогнозных ресурсов должна быть введена в ближайшее время в связи с законодательными изменениями в их представлении (Приказ МПР №583) и введением в действие Федерального закона «О дальневосточном гектаре».


Презентация к докладу
Просмотров: 78
0

Комментарии к статье


  • count 88x31px
  • count 88x31px
  • count 88x31px
  • count 88x31px